Женщина и автомобиль
История взаимоотношений женщины и автомобиля началась в 1888 году и связана она с именем Берты Бенц, супруги Карла Бенца, изобретателя первого по-настоящему работоспособного самодвижущегося бензинового экипажа, запатентованного двумя годами ранее. Вместе со своими сыновьями фрау Берта совершила первую поездку до городка Пфорцхейма, преодолев 180 км. Причем, сделали они это тайком от Карла Бенца, который к тому времени уже сомневался в коммерческой перспективе своего изобретения. Несовершенства первого автомобиля сделали эту поездку весьма трудной. Например, подъемы преодолевать самодвижущийся экипаж мог только с помощью физических усилий пассажиров, а запасы бензина надо было пополнять крайне часто, покупая бесчисленные пузырьки с бензинов, который в те времена продавали в аптеках. Но, несмотря ни на что, цель была достигнута: тем самым фрау Бенц доказала, что изобретение ее мужа является не бесполезным техническим чудачеством, а началом эры автомобиля.
В конце XIX – начале XX века женщины активно участвовали в освоении этого чуда техники, принимали участие в соревнованиях и автопробегах, но, конечно, их было тогда очень и очень немного. Отношение современников к этим отважным дамам было весьма настороженным: за руль «мотора», считалось, может сесть только весьма эмансипированная и эксцентричная дама.
Сегодня женщина за рулем уже давно никого не удивляет. И хотя в оценках женщин-водителей около 50%, а в России, по приблизительным оценкам, около 10%, феноменальным это явление назвать невозможно, особенно в последние 10 лет.
Можно ли назвать актуальной проблему женщины за рулем? Проинтервьюировав водителей, мы выяснили ряд фактов, подтверждающих, что проблема существует и заключается она в весьма распространенном мнении о существовании так называемого «женского стиля вождения», охарактеризовать который можно следующим образом:
1. Женщинам-водителям свойственна чрезмерная осторожность, приводящая к «тупому», «вялому» стилю вождения, к напряженной посадке за руль – «едет, вцепившись с руль». Осторожность связана со страхами и неуверенностью в себе, и чаще всего причина ее объясняется биологическими особенностями: женщина как настоящая или потенциальная мать несет на себе двойную ответственность, что побуждает ее к повышенной бдительности. Водители, совершающие ошибки часто заранее идентифицируются как женщины.
2. Свой автомобиль женщины-водители отмечают специальным «женским» знаком на заднем стекле (туфелька на высоком каблуке, женский профиль). Знаки подобного рода служат для призыва к остальным участникам движения проявлять бдительность в отношении водителя данной машины. Большинство водителей предпочитают держать максимально безопасную дистанцию с таким «женским» автомобилем. К тому же, это прочитывается как пожелание проявления «джентльменских» качеств со стороны водителей-мужчин, что подтверждает нередко сопровождающая знак «туфельки» надпись: «Уважай меня!».
3. В специализированных автомобильных журналах статьи для женщин выделяют в отдельную рубрику: «Женский клуб», «Красная туфелька». Материалы этих разделов обычно написаны в весьма игривом тоне, что можно было бы отнести к специфике стиля журнала, но некоторые рекомендации носят откровенно ироничный характер :«Отрегулировать зеркало заднего вида не для удобного нанесения макияжа, а для лучшего обзора», «Заливать минералку и полусинтетику (имеется в виду моторное масло), но не путать с водой и колготками».
4. Одной из главных особенностей «женского стиля» считается техническая безграмотность женщин. Существует мнение, что женщины не имеют представление о самых элементарных принципах конструкции автомобиля и совершенно беспомощны в решении самых элементарных технических вопросов.
5. Также женской особенностью признается неумение читать карту и плохое ориентирование на местности. Существует весьма любопытное объяснение этому явлению. Издавна мужчина-охотник нуждался в хорошей пространственной ориентации, в то время как женщине в этом большой необходимости не было.
6. Существование «женского стиля вождения» закреплено во многих ставших уже фольклорными выражениях: «женщина за рулем – обезьяна с гранатой, убийца на дороге» и т.д. Популярны также анекдоты о женщине за рулем, в которых она представлена как крайне неумелый водитель.
Таким образом, мужчина и женщина за рулем воспринимаются нашими соотечественниками до сих пор по-разному, это подтверждают проинтервьюированные нами автомобилисты (среди которых были и мужчины, и женщины), следовательно, для нашей страны данная проблема является весьма актуальной и требует самого тщательного психологического и социологического осмысления.
Нами было проведено исследование психологических качеств женщин, придерживающихся стереотипа о существовании женского стиля вождения и женщин, отрицающих подобный стереотип. На выборке студенток-психологов были выделены две группы с ярко выраженным наличием и отсутствием стереотипа соответственно. В этих группах было проведено исследование следующих качеств испытуемых: объема восприятия, объема кратковременной памяти, переключаемости и распределения внимания. Подверженность гендерным стереотипам выявлялась при помощи разработанной анкеты.
Исследование принесло следующие результаты. Выявлены значимые различия между подгруппами по использованным показателям восприятия, памяти, внимания. Наличие у женщины гендерных стереотипов крайне отрицательно сказывается на успешности ее вождения. Все начинающие автомобилисты сталкиваются с определенными трудностями в освоении автомобиля. Однако женщины, придерживающиеся стереотипа о несостоятельности женщины как водителя, достаточно быстро пасуют перед этими трудностями, легко убеждая себя в своей несостоятельности, тем самым личным опытом подтверждая стереотип. Этому способствует отношение со стороны многих других более опытных или более агрессивно настроенных участников дорожного движения, демонстрирующих свое крайне отрицательное отношение к женщине за рулем. Женщины же, не придерживающиеся стереотипа, упорно и тщательно осваивают навыки вождения, а к возникающим трудностям относятся как к неизбежным, но реально преодолимым для водителя-новичка, независимо от его половой принадлежности.
Отказ от данного стереотипа может быть крайне полезным для всех автомобилистов. Статистика ДТП показывает, происшествий со смертельным исходом по вине женщин совершается гораздо меньше, чем по вине мужчин. Это говорит не только о состоятельности женщины как водителя, но и об их ответственном отношении к управлению автомобилем.