main
+38(067)545-33-00 – Сервисный центр +38(067)007-99-44 – Отдел продаж 0800-303-308 - Nissan Assistance

Дорога зимой

Гололед, снежные заносы, колеи — такая дорога ждет водителя зимой даже на улицах города, на которых мы должны всегда чувствовать себя уверенно и спокойно. 

Мы учились правильно управлять автомобилем на зимних дорогах, тормозить на скользком покрытии, выбирать дистанцию, строить стратегию движения. Эти знания универсальны. Они необходимы каждому новичку, особенно в условиях города или поселка, где дорога если не расчищена от снега, то уж наверняка хорошо накатана. Но ведь зима коварна тем, что любая автострада за несколько часов может превратиться в снежную целину, пробиться через которую по силам только самым отчаянным и мудрым. Кроме того, многие автомобилисты любят зимние вылазки на лоно природы, на рыбалку, где снежные сугробы могут пленить автомобиль на долгие часы и откуда без помощи трактора выбраться проблематично. Настоящий водитель должен уверенно чувствовать себя на любой дороге, быть готовым преодолеть любое бездорожье, и именно с этой целью мы рассмотрим некоторые нюансы вождения автомобиля по зимним дорогам. Универсальные правила

Сначала вернемся к вопросу: греть или не греть машину перед началом движения? Об этом сказано много “за” и “против”, но в любом случае помните, что движение нужно начинать только после того, как стекла машины полностью очистятся от снега и льда, перестанут запотевать изнутри. Только при обеспечении полного обзора можно выезжать с места стоянки. Это усвоили далеко не все, и потому каждое утро приходится аккуратно объезжать ползущих посреди дороги заиндевевших “слепоглухонемых”, смотрящих на мир через процарапанную на замерзшем стекле полосочку. Разумнее и дешевле будет, если вы выедете на дорогу “с открытым забралом”.

Трогаться с места при гололеде лучше на второй передаче при малой частоте вращения коленчатого вала, разгоняться плавно, переключать передачи быстро, но сцепление включать без рывков. 

Может быть, меня подводит память, но мне кажется, что даже в самые снежные зимы дороги на основных улицах города были чистыми и машины ездили не по укатанному снегу, а по асфальту. В последние годы что-то нарушилось то ли в небесной канцелярии, то ли в городских службах, ответственных за порядок на дорогах, но улицы стали больше походить на зимники или полосы заграждения времен войны, где глубокие колеи сменяются наледями и непреодолимыми выбоинами. Даже центр города не проедешь без специальной подготовки, без наших советов и рекомендаций. 

Если снег с дороги не убирают, то образуется накатанная полоса из уплотненного снега. При температуре воздуха ниже —10оС по такой дороге можно ехать достаточно уверенно. Но при повышении температуры до нуля такая дорога становится очень скользкой, опаснее, чем гололед. При движении по накатанному снегу колесами одной стороны можно ехать по кромке, улучшая сцепление с дорогой. Но при этом нужно помнить, что на высокой скорост и может возникнуть момент сил, который стремится развернуть автомобиль и способен мгновенно затащить его в кювет.

Похожая ситуация может возникнуть при разъезде с встречным транспортом, когда водители вынуждены правой стороной съезжать на обочину, скрытую под снегом. В этих случаях лучше полная остановка на краю проезжей части, чем перепахивание сугробов на полном ходу. 

В обледенелой колее двигаться нужно строго по ее оси. Выехать из колеи сложно. На небольшой поворот руля автомобиль обычно не реагирует, при большом повороте возможен резкий вынос из колеи, разворот поперек дороги, выброс в кювет. Это происходит настолько быстро, что даже опытные водители не успевают принять контрмеры. Вывод один: перед выездом из колеи скорость снижайте до минимальной. 

Зимой особую настороженность водителей должны вызывать участки перед перекрестками, остановками общественного транспорта, пешеходными переходами. В этих местах в результате торможения многих автомобилей дорога накатывается до блеска и представляет из себя полосу отполированного льда. Поэтому при приближении к таким участкам скорость движения должна быть снижена заблаговременно, чтобы у водителя оставалась возможность затормозить, не прибегая к экстренным способам. Ближе к весне, при суточных колебаниях температуры воздуха от минусовых до плюсовых значений, дороги ночью покрываются сплошной тонкой коркой льда, которая сохраняется и утром. Из автомобиля асфальт кажется чистым, свободным ото льда, и это вводит водителей в заблуждение. При плавном движении машина едет как будто устойчиво, но стоит водителю чуть резче повернуть рулевое колесо или притормозить, и он сразу почувствует себя как на катке. Особое внимание нужно обратить на мосты, эстакады, где тонкая корочка льда может образовываться даже при 0оС и даже положительных температурах воздуха. 

По снежной целине

Главное правило: прежде чем ехать по снежной целине, взвесьте свои возможности, возможности автомобиля и сопоставьте со сложностью маршрута. Продумайте возможные варианты выхода из ситуации, если победу одержит бездорожье. 

По снежной целине двигаются осторожно, так как снег может скрывать камни, пни, другие препятствия. Для движения выбирают возвышенные места — там обычно толщина снежного покрова наименьшая. Через пешеходные тропы, где снег сильно уплотнен, переезжают под углом.

Переметы и сугробы лучше преодолевать с разгона. В случае остановки и буксования автомобиля нужно отъехать назад строго по своей колее и при необходимости повторить попытку штурма. Обязательным предметом экипировки автомобиля перед поездкой на природу должна стать обыкновенная лопата, которая выручит при любой глубине снега, пленившего машину. Обязательными можно считать в таких случаях цепи противоскольжения, домкрат, топор, трос. 

Подъемы лучше преодолевать с разгона на низшей передаче. На незнакомой дороге место подъема и спуска нужно обследовать “пешим ходом”, измерить глубину снежного покрова. Обычно в этих местах наметает много снега, и вероятность застревания машины увеличивается. 

Для движения по снежной целине шипы на шинах большой роли не играют, здесь гораздо эффективнее использование цепей, надеваемых браслетами на колеса. Имейте в виду, что цепи противоскольжения надеваются на колеса лишь при подходе к труднопроходимому участку, на дорогах же с твердым покрытием их использование не допускается — это приводит к выходу шин из строя. 

По льду

Для проезда по замерзшим рекам и водоемам при достаточной прочности льда организуются зимние переправы. Как правило, они обозначаются и оборудуются, режим движения на них устанавливается дорожными службами. Однако зимой встречается немало и необорудованных, стихийно возникших переправ. Признаками таких переправ являются следы прошедших машин, надежные места спуска на лед и выезда на берег. Помните, что спуститься на лед намного проще, чем подняться на берег. Подъехав к такой переправе, водитель должен прежде всего убедиться в надежности льда. Лед должен быть чистым, без прослоек снега и воздушных пор. 

Лед у берега, не лежащий на поверхности воды, очень ненадежен и, как правило, для переправы машин непригоден.При какой толщине льда можно спуститься на автомобиле на лед? Однозначного ответа на этот вопрос не даст никто. Все зависит от погодных условий, когда формировался лед, от воды водоема, течений, родников и многих других факторов. Принято считать, что при толщине льда более 20 сантиметров он должен выдерживать вес автомобиля ВАЗ или “Москвич” с экипажем. Под “Волгой” лед должен быть не менее 25 сантиметров, под средним джипом — 30 см. Это критические значения толщины льда, при которых возможно движение, но с соблюдением особых мер осторожности, без цепей противоскольжения. 

На необорудованной переправе пассажиры из автомобиля высаживаются. Движение должно быть равномерным, плавным, со скоростью не более 10 км/ч, без переключений передач, торможений и остановок, с открытой передней дверью. При появлении треска, сильного прогиба льда или воды на поверхности не надо пугаться — продолжайте движение, плавно увеличивая скорость. Останавливаться в этот момент на льду нельзя.

При движении по льду нескольких автомобилей необходимо выдерживать дистанцию не менее 50 метров.

njg