ABS
В холодное время года некоторые водители замечают, что при торможении у них чаще «хрустит под педалью». С одной стороны это хорошо — ABS еще работает, а с другой — не очень, это значит, что вы не совсем правильно тормозите. Как правило, ABS снижает тормозной путь, но не всегда
Что делает ABS?
По сути то же, что профессиональный водитель — обеспечивает прерывистое торможение с 15—20-процентным проскальзыванием. Стоит заметить, что даже ас вождения не способен побороться с ABS по частоте прерывистости. Название системы говорит само за себя — «антиблокировочная» (ABS). Ее главная задача — сохранить управляемость автомобиля при торможении. Блокировка колес опасна тем, что способна стать причиной неконтролируемого заноса. И, как правило, увеличения тормозного пути. Задача ABS, не допустить блокировки колес во время торможения. Достигается это, если не вдаваться в подробности, за счет снижения давления в рабочем цилиндре колеса, которое, согласно данным специального датчика, вот-вот заблокируется. После того как колесо снова наберет определенную скорость, система включит насос и поднимет давление. Подобные циклы длительностью около 200 миллисекунд каждое колесо постоянно проходит до тех пор, пока скорость автомобиля не упадет ниже 5-7 километров в час или водитель не уберет ногу с педали тормоза. Опытные автомобилисты способны достичь подобного эффекта и без ABS – за счет быстрого нажимания и отпускания педали, однако подобрать оптимальную частоту способен далеко не каждый и далеко не всегда.
Конструкция ABS постоянно улучшается. Современные четырехканальные антиблокировочные системы имеют четыре датчика – по одному на каждое колесо, в то время как старые двухканальные ABS оснащались только тремя. Это позволяет эффективно тормозить на самых разных типах покрытий, а при объединении ABS с ASR (антипробуксовочной системой) – более эффективно нейтрализовать пробуксовку. Кроме того, антиблокировочная система тормозов способна предотвратить вращение автомобиля.
Как тормозить с ABS
Эксперты советуют тормозить «в пол», что есть силы. Однако лучше привыкать тормозить с ABS так же, как и без нее — аккуратно, плавно. Просчитывать ситуацию, не забывать подтормаживать двигателем. В случае экстренного «ударного» торможения ABS повышает шанс, что машину не сорвет в занос, но не более того.
Недостатки ABS
К сожалению, ABS, как и многие другие хорошие вещи, не лишена недостатков. При торможении на рыхлых поверхностях (гравий, снег, песок и т.п.) использование ABS может увеличить тормозной путь. Если заблокированные колеса получают дополнительное замедление, зарываясь в поверхность, то незаблокированные продолжают движение и тормозят медленнее. Для решения этой проблемы автопроизводители используют антиблокировочные системы тормозов с возможностью отключения.Стандартная ABS на льду может свести на нет преимущества шипованной резины, ведь шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они, словно когти, впиваются в лед и бороздят его. Также ABS может проиграть обычным тормозам на снегу или песке, где заблокированные колеса нагребают перед собой этот снег или песок, создавая так называемый «эффект плуга». Это не повод отказываться от ABS или шипованной резины, просто надо иметь в виду, что в этих случаях тормозной путь автомобиля с ABS может быть длиннее. Небольшую свинью ABS может подложить и на неровной дороге, когда колеса на мгновение зависают в воздухе и блокируются. Обманутая электроника разблокирует колеса интенсивнее, чем надо, увеличивая тормозной путь.
Резюме: преимущества ABS велики, однако эта система — не панацея на все случаи жизни. То есть, если у вас слишком часто «хрустит под педалью», значит, вы просто опаздываете с началом торможения. Недаром говорят, что у профессионалов ABS практически не включается.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!
В свое время страховые компании США провели анализ ДТП, и оказалось, что автомобили с ABS чаще попадают в аварии, чем автомобили без ABS: на сухом покрытии на 42%, а на влажном — даже на 65%. Странно? Нет, вполне объяснимо. Зачастую наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности. Да, с ABS автомобиль тормозит лучше, но не всегда, и не везде.